Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Методические разработки

С самого раннего периода жизни у детей появляется масса эмоций.

Дети с Опфр отличаются значительными особенностями в развитии эмоционально-волевой сферы. В рамках работы учреждения образования над реализацией областного творческого проекта «Внедрение модели формирования эмоциональной сферы личности учащихся с особенностями психофизического развития в процессе коррекционно-педагогической работы» исследованы особенности эмоциональной сферы личности учащихся с ОПФР на первой ступени общего среднего образования. Учителями-участниками проекта разработаны и проведены открытые учебные и коррекционные занятия, направленные на развитие эмоциональной сферы учащихся.

Эмоциональное развитие учащихся начальных классов происходит на основе общения с литературными произведениями. Чтение художественного произведения, видение искусства слова требует огромной и тонкой работы души ребенка.

 Предлагаем урок литературного чтения для 3 интегрированного класса учителя начальной школы Берленко Валентины Евгеньевны

Тема:  А. Н. Плещеев «Весна». Н.И., Н. Сладков «Медведь и солнце»

Цели урока: Создать условия для заучивания наизусть и чтения стихотворения приёмами понимания и анализа с соблюдением интонации, тона, темпа и громкости речи, соответствующих содержанию текста.

Задачи урока:

üсовершенствовать навыки  правильного, сознательного, выразительного чтения;

üразвивать читательские умения находить  в произведениях образные слова и выражения, объяснять их значение, воссоздавать словесные картины составлять картинный план;

üразвивать произвольное внимание, память, логическое мышление, эмоционально-чувственную сферу учащихся;

üразвивать  коммуникативных навыки сотрудничать и  осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения;

üвоспитывать любовь и бережное отношение к природе, умение видетьеё красоту.

Тип урока: изучение нового материала

Методы: наглядный, словесный, частично – поисковый, практический, проблемный

Формы обучения:  индивидуальная, фронтальная, работа в парах.

Оборудование::учебник, схемы опоры  для определения жанра произведения и средств выразительности, карточки с заданиями, мультимедийная презентация, сказка «Солнце и медведь» (аудиозапись); таблички со строчками стихотворения «Весна» для составления картинного плана; иллюстрации на тему «Весна», портреты  А.Н. Плещеева, Н.С. Сладкова, шапочки с изображениями героев сказки.

Ход урока

I. Организационный момент.

Скажем «Здравствуйте!» руками.

Скажем «Здравствуйте!» глазами.

Скажем «Здравствуйте!» мы ртом,

Станет радостно кругом.

-Итак, начинаем урок литературного чтения.

Интересно нам читать,

Думать, спорить, размышлять!

Как читать мы будем?

- Дружно!

Говорить лишь то, что нужно,

Ведь стараться можно?

- Можно!

Даже если это сложно.

- Дорогие, ребята! Пусть этот урок принесет нам радость общения и наполнит души прекрасными чувствами.

II. Проверка домашнего задания.
Дети читают составленные рассказы  про кота или собаку по плану. Загады-вают свои составленные загадки про ежа, сороку или медведя.

III.  Актуализация знаний. Сообщение темы и цели урока.

--А  сейчас   я предлагаю вам отгадать загадку, чтобы определить тему наше-го урока. (Дети берут карточки с загадкой, читают в парах  жужжащим чтением сначала шёпотом, постепенно усиливая голос, а потом  громко,  с  постепенным  переходом на шёпот  и  отгадывают её.)

1.Вдруг чирикнул воробей

После зимней стужи,

Солнце ярче и теплей,

На дорожках лужи.

Вся застывшая природа

Пробудилась ото сна,

Отступает непогода,

Это к нам идет…(Весна)

 

2.Снег чернеет на полянке,

С каждым днём теплей погода.

Время класть в кладовку санки.

Это, что за время года. (Весна)

 

3.Я раскрываю почки,

в зелёные листочки.

Деревья одеваю,

 посевы поливаю,

Движения полна, зовут меня ... (Весна)

Учитель. Верно -это весна. Это замечательное и прекрасное время года, когда просыпается и оживает  вся природа после зимнего сна.  

- С какими  признакам  весны вы встретились в загадке?

-- Как вы думаете, чему будет посвящен наш урок? (Произведениям о весне.)

- Какие цели урока вы поставили бы сегодня? 

Учитель. Сегодня мы познакомимся с произведением  великого русского по-эта Алексея Николаевича Плещеева и прочитаем сказку Н. Сладкова «Мед-ведь и солнце». Будемсовершенствовать навыки  правильного, выразитель-ного  чтения и умения  ориентироваться  в содержании и находить в тексте образные слова и выражения.

- На уроке будем много читать и говорить, поэтому давайте разомнем наш язычок.

Речевая разминка

Чистоговорки

Прочитайте  на одном выдохе слоги:

На – на – на –  к нам идёт  весна.

Ло – ло – ло – на улице  станет  тепло.

Чи-чи-чи вот летят грачи.

Ель – ель – ель – с крыши капает капель.

Чьи – чьи – чьи – на улице бегут  ручьи.

Дыхательная гимнастика

  - Представьте себя мартовским ветерком. А теперь подуйте сильно, чтобы разогнать весь снег. А теперь рывками, чтобы сдуть последние снежинки.

- А сейчас представим, что подул лёгкий весенний мартовский  ветерок.

- Подул ветерок сильнее.

- Дует сильный ветер. Он несёт нам весеннее тепло и первые весенние цветы.

- Как они называются?

- Как вы думаете, почему? (Подснежники появляются на проталинках)

(Каждому ребёнку даётся цветок подснежника изображенный на листе бумаги.)

- Давайте вдохнём их аромат. (Вдыхаем через нос – выдыхаем через рот) 5 раз.

IV Формирование новых знаний и умений (изучение нового материала)

 Знакомство с биографией поэта.     

Алексей Николаевич Плещеев (1825-1893) - поэт, переводчик, литературный критик. Детство поэта прошло в Нижнем Новгороде. Воспитанием занималась его мама, Елена Александровна, которая сумела дать сыну хорошее образование. Алексей Николаевич написал достаточно много произведений не только для детей, но и для взрослых. Современники вспоминали Алексея Николаевича как исключительно мягкого и доброжелательного человека, всегда готового прийти на помощь.

Чтение актёром стихотворения «Весна» А.Н.Плещеева   «Весна».

Проверка первичного восприятия.

-Какое по жанру это произведение? Почему? (Рифма, ритм.)

- Какие картины весны наблюдает поэт?

 (Пробуждение природы весной.)

- Какое настроение вызвало у вас это стихотворение?

-Воспользуйтесь словарём настроений   и выберите подходящие слова.

 

          

 

 Самостоятельное чтение стихотворения.
- Перечитайте текст. Отметьте карандашом  слова, смысл которых вам показался непонятным.
Словарная работа:

«повеяло» (зима подходит к концу, подул тёплый ветерок);

«лазурь» (светло-синий цвет, синева);

«миновала» (прошла);

«заботы» (беспокойство, хлопоты

Физкультминутка для глаз

Мы гимнастику для глаз

Выполняем каждый раз.

Глазки вправо, глазки влево,

И по кругу проведем.

Быстро – быстро поморгаем

И немножечко потрем.

Посмотри на кончик носа

И в «межбровье» посмотри

Круг, квадрат и треугольник

По три раза повтори.

Глазки закрываем,

Медленно вдыхаем.

А на выдохе опять

Глазки заставляй моргать.

 

Работа над выразительным чтением текста. Выборочное чтение.

- Найдите  слова, которые  помогают нам понять, что весна уже наступила?

 -Поэт использует литературный приём – олицетворение: изображение неживых предметов в виде живых существ.

(Ручьи бегут, лес оденется, зима унесла.)

- Какие приметы весны можно увидеть, а какие услышать? Найдите и прочитайте их.

- С каким настроением мы будем читать это стихотворение? Почему?
(Радостно и весело, потому что все тает, наступает приход весны, вся живая природа пробуждается.)

- Теперь, когда мы постарались понять настроение поэта, попробуем прочитать стихотворение выразительно.

- Что значит читать выразительно?

                Памятка

  1. Читать целым словом и без ошибок.
  2. Выбрать нужный тон и темп чтения.
  3. Выделить голосом главные слова.
  4. Передать своё отношение к тому, что читаешь.

Работа в парах. Дети расставляют паузы, подчёркивают главные слова,  которые при чтении нужно выделить голосом, выбирают нужную  интонацию.

Чтение хором.  Выразительное чтение стихотворения у доски (2-3 учащихся).

- Попробуйте прочитать стихотворение так, чтобы предать радость.
- Чьё чтение показалось более удачным, выразительным?

Работа с текстом и картинным планом.

Работа  в группе. (На доске расположены картины. Ученики из них  выбирают те, которые подходят к стихотворению и наклеивают на них  соответствующие строчки. С помощью картинного плана  учат стихотворение наизусть.)

Чтение стихотворения "цепочкой" (по одной строчке).

1 рисунок - Уж тает снег, бегут ручьи…
2 рисунок - В окно повеяло весною…
3 рисунок - Засвищут скоро соловьи,
4 рисунок - И лес оденется листвою.
5 рисунок - Чиста небесная лазурь,
6 рисунок - Теплей и ярче солнце стало,
7 рисунок - Пора метелей злых и бурь
Опять надолго миновала.

- Кто желает рассказать стихотворение наизусть?
( Выступает несколько учеников )

V. Продолжение изучения нового материала.

Физкультминутка «Не идёт ли к нам весна»

Загадка. «Кто осенью спать ложиться, а весной встаёт? Медведь
На сосну взобрался Мишка (имитация движений – показать, как мишка карабкается на дерево).
С ветки даль ему видна (ладошку поставить как козырек ко лбу).
Смотрит на холмы и крыши (соединяем руки над головой как домик – крыша).
Не идёт ли к нам весна? (поднимаем плечи – удивление)
За деревней, за долиной,
Где прозрачен небосвод (повороты головы вправо и влево)
Клин увидев журавлиный (показ взмахов крыльев журавлей)
Закричал: «Весна идёт!» (руки поднять в стороны вверх с радостью и улыбнуться весне!)

Работа над сказкой Н. Сладкова «Медведь и солнце».

Учитель.А сейчас я  хочу познакомить вас со сказкой «Медведь и солнце», которую написал русский писатель Николай  Иванович  Сладков. Он очень любил путешествовать, много фотографировал и записывал интересные истории о природе, а потом сочинял сказки и рассказы для детей. Герой этой сказки  не знал, кто виноват в том,  что с ним приключилось… предлагаю вам помочь разобраться в этом, готовы?

1.Первичное восприятие текста.

Дети слушают аудизапись сказки Н. Сладкова «Медведь и солнце» и одновременно читают за автором.

2.Проверка первичного восприятия.

- Назовите героев этой сказки? (Медведь, солнце, ручей, снег)

-Что вас  удивило в этой сказке?

  1. Чтение по цепочке произведения Н.И. Сладкова «Медведь и Солнце».

Словарная работа.

 - Какие непонятные слова вам встретились?

Просочиться – о жидкости – постепенно проникнуть сквозь что-нибудь;

Промочила – пропустив влагу, стать мокрым, влажным;

Заскрипел –  начать что-либо делать, производя резкий, скрипучий звук.

4.Беседа по содержанию сказки.

- Кто является главным героем сказки? (Медведь)

- Каким вы представили себе медведя? (Лохматый, большой, сердитый, косолапый, голодный, грязный, с большими зубами и когтями.)

-Кто же разбудил медведя?

- Что произошло в берлоге?

-Почему медведь рассердился? (Стало мокро, неуютно, неприятно и он рассердился.)

- Почему вода и снег испугались медведя? (Он большой, сердитый – может нанести вред, сделать больно).

-Как вы, думаете, почему каждый из героев перекладывал вину на другого? (Испугались Медведя)

 - Скажите, ребята, почему Медведь ничего не сделал Солнцу? Почему покорился? (Солнце не достать. Против законов природы ничего сделать нельзя! Нравится или нет, а жизнь идёт своим чередом.)

5. Характеристика образов произведения. Игра «Слова магниты»

- Давайте определим характер Медведя, Воды и Снега?  (Ученики выбирают нужные слова и прикрепляют рядом с картинками медведя,воды, снега и солнца. Ворчливый , спокойный, задиристый, ласковый, грубый добрый, тихий.)

6.Выборочное чтение. Чтение по ролям.  Игра «Примерь роль»

- А сейчас, дети, прочитаем сказку по ролям. Постарайтесь голосом показать характер героя: недовольство Медведя, оправдательную (извинительную) интонацию в словах Воды и испуг Снега. (Учащиеся читают вслух и определяют  кому из ребят  лучше удалось показать характер героя.)

Работа в группах ( Отмечают слова автора, медведя, воды, снега. Распределяют  роли, одеваются шапочки с изображением героев сказки.)

             

         

Недовольство          Радостть                       Извинение               Испуг

 

V. Этап контроля и самоконтроля Мини – тест.

1. Автор стихотворений «Весна».

а) А. Барто, б) А. Плещеев, в) Ф. Тютчев.

2. Время года, которое описывает поэт?

а) Весна, б) зима, в) осень.

3. Название птиц из стихотворения «Весна».

а) Ласточки, б) воробьи, в) соловьи.

4. Что является источником творческого вдохновения А.Н. Плещеева?

а) Природа, б) солнце, в) птицы.

5.Кто автор сказки " Медведь и солнце"?

а) В.Бианки б) И Плещеев в) Н Сладков

6. К какому жанру относится произведение Николая Ивановича Сладкова " Медведь и солнце " ?

А)стихотворение, б) сказка в) рассказ

7.Куда покосолапил Медведь?

А) спать б)  Штаны сушить . Весну встречать.

Ключ к  ответу теста:

Б)  2. А)  3. В)  4. А)  5. В)  6. Б)  7. Б)

(Взаимопроверка. Сверка с ключом. Сверяют с ключом ответа и исправляют ошибки.)

VII. Итог урока.
– С какими произведениями мы познакомились  сегодня на уроке?

-          Назовите авторов этих произведений?

Выберите пословицы, которые подходят к теме нашего урока.

1.Пришла пора – отворяй ворота.

  1. Весна красна цветами,а осень – пирогами.
  2. Весна и червяка оживит.

Учитель. После зимы неизбежно приходит весна, которая приводит к пробуждению природы. Все живые существа должны проснуться и жить активной жизнью.
Поделитесь впечатлениями от урока.

Игра "Микрофон". Продолжите предложения:

На уроке я узнал…

Сегодня я научился…

Больше всего мне понравилось …

VI. Рефлексия.

Приём  «Цветочная поляна»

- А  сейчас оцените себя  как вы работали на уроке.  Выберите верное утверждение и прикрепите свой цветок на лесную полянку.

       

На уроке я доволен собой, у меня всё получилось.

      Немного затруднялся на уроке, но я справился.

         

У меня не всё получилось, нахожусь в плохом настроении.

Наш урок  я бы хотела закончить  словами  Н. Сладкова:

Лес зелёный охраняй,
Никого не обижай,
Не губи деревья ты,
Сохрани в лесу цветы!
Не обижай ни птахи, ни сверчка,
Не покупай для бабочки сачка!
Люби цветы, леса,
Простор полей –
Всё, что зовётся родиной твоей!

- Я желаю вам быть наблюдательными, любить и беречь природу, познавать её тайны через чтение книг.

 

     

  

 

 .

Разделы сайта